МедСнаб

Военная медицинская техника, военные паровые котлы и паровые установки с хранения. Доставка по России.

+7 (927) 37-57-357
+7 (8412) 257-357

Настоящая инструкция содержит тактико-технические данные, описание устройства, принцип действия, правила эксплуатации и вопросы текущего ремонта комбинированного парового котла РИ-1Л.

Вопросы химической чистки котла от накипи, консервации и хранение котла изложены в соответствующих инструкциях и в руководстве по хранению военного имущества, в настоящей Инструкцией не предусматривается.

ВНИМАНИЕ

  1. Прежде, чем приступить к обслуживанию парового котла, тщательно изучите настоящую инструкцию.
  2. При подъеме давления пара в котле до 2 кгс/см2 проверьте надежность работы предохранительных клапанов.
  3. Запрещается затягивать пружины предохранительных клапанов.
  4. Запрещается работать при давлении пара в котле выше 2 кгс/см2, отмеченного красной чертой на циферблате манометра.
  5. Работать на котле при неисправных предохранительных клапанах или манометре категорически запрещается.
  6. По окончании работы полностью слить воду из котла.

 

1. Назначение, состав и тактико-технические данные установки.

1. Комбинированный паровой котел РИ-1Л используется в составе военных установок, монтируемых на шасси автомобилей и автомобильных прицепов (ДДА-66; ДДА-3; ДА-6; ДА-10; СДП-3; ДДП-2; ДДП-3; РПУ-01; РПУ-02) для получения сухого насыщенного пара высокого давления для различного назначения в полевых условиях (помывка людей, дезинфекция обмундирования, стерилизации, получения дистиллированной и кипячёной воды в полевых условиях и пр.)

ДДА ДДП

Рис. 1. Котел РИ 1Л в составе установок ДДА 66 и ДДП 2М

2. При отсутствии подключения к водопроводу, установку можно развернуть на берегу реки, озера, пруда или другого источника с чистой водой, на расстоянии 6 – 8 метров от водоема, а при работе на привозной – на любом расстоянии. В последнем случае учитывается, что для работы потребуется воды летом до 1500 л. в час, а зимой 1000 л. в час.

3. Продолжительность эксплуатации парового котла (до капитального ремонта), осуществляемой в соответствии с настоящей Инструкцией, в среднем составляет 8 000 часов. Продолжительность непрерывной работы в течении суток не более 18 – 20 часов, после чего необходим перерыв для профилактического осмотра оборудования и очистки котла от золы, сажи, нагара.

4. Средний расход топлива составляет: жидкого (дизельного) – 12,5 кг/час, дров средней влажности – 0,055 м3/час.

5. Для разогрева котла до рабочей температуры требуется летом 25 – 40 минут, а зимой – 40 – 60 минут.

 

2. Устройство и принцип действия парового котла.

1. Паровой котел комбинированного типа РИ-1Л предназначен для получения пара давлением 2 кгс/см2 и температурой сухого насыщенного пара – 1320С.

2. Паровой котел рассчитан на отопление маловязким жидким топливом (дизельное топливо, соляровое масло). При необходимости может работать и на твердом топливе (дрова, торфяные и угольные брикеты и т.д.)

3. Характеристики котла РИ-1Л:

Рабочее давление пара, кгс/см2 . . . . . . .  2
Паропроизводительность, кг/час    
при отоплении жидким топливом . . . . . . .  100
при отоплении дровами . . . . . . .  65
Площадь колосниковой решетки, м2 . . . . . . .  0,15
Расход дизельного топлива, кг/час . . . . . . .  12,5
Расход дров средней влажности, м3/час . . . . . . .  0,055
Срок разогрева котла, мин . . . . . . .  25 – 40
Размеры котла    
высота, мм . . . . . . .  1560 ± 30
ширина, мм . . . . . . .  785 ± 30
длина (с форсункой), мм . . . . . . .  1190 ± 30
Вес котла без воды, кг . . . . . . .  250

Паровой котел типа РИ-1Л

Рис. 2. Паровой котел типа РИ-1Л:
1 – топка; 2 – корпус котла; 3 – поддон; 4 – колосниковая решетка; 5 – опорное кольцо; 6 – дверца зольника; 7 – вентиль для спуска воды из котла; 8 – спускной патрубок; 9 – опорное полукольцо; 10 – трехходовой кран; 11 – манометр; 12 – главный запорный вентиль; 13 – предохранительный клапан; 14 – водоуказательное стекло; 15 – верхний водопробный кран;  16 – нижний водопробный кран; 18 – вентиль для пуска топлива в форсунку; 19 – конденсационный бачек; 20 – краник для спуска конденсата; 21 – экономайзер; 22 – сифон; 23 – дымовая труба; 24 – смотровой люк; 25 – сепаратор; 27 – днище жаровой трубы; 28 – поперечные кипятильные трубы; 29 - вертикальные кипятильные трубы; 30 – ребро; 31 – форсунка для жидкого топлива; 32 – бачок жидкого топлива.

4. Паровой котел РИ-1Л устроен следующим образом. В вертикальном цилиндрическом корпусе 2, (рис. 2) перекрытом в верхней части днищем, расположена жаровая труба 1 (топка). Нижний конец жаровой трубы соединен с корпусом котла кольцом 5, а верхний конец перекрыт выпуклым днищем 27. Жаровая труба с вваренными в нее поперечными 28 и изогнутыми вертикальными 29 кипятильным трубами составляют основную поверхность нагрева котла.

Кипятильные трубы 29 одним концом вварены днище, а другим – в нижнюю часть обечайки жаровой трубы. Эти трубы имеют приваренные ребра 30, которые создают перегородку, разделяющую топочное пространство на две части. Благодаря этому удлиняется путь топочных газов и увеличивается их скорость что повышает тепловосприятие кипятильными трубами, стенками и днищем жаровой трубы.

Топочные газы восходящим потоком омывают стенки передней части жаровой трубы и расположенные в этой части кипятильные трубы, а нисходящим – стенки задней части жаровой трубы и расположенные в ней кипятильные трубы. Вертикальные кипятильные трубы 29. образующие перегородку, являются подъемными трубами, увеличивающими циркуляцию воды.

В днище корпуса котла вварен люк 24 со съемной крышкой, к которой лапками присоединен сепаратор 25 для удаления из пара капель и брызг воды. Через люк можно осматривать внутреннее пространство котла.

В нижней части жаровой трубы расположена чугунная колосниковая решетка 4, состоящая из четырех отдельных колосников, вставляемых через топочную дверцу, с экраном-отражателем, который укрепляется специальным клином. В раскаленном состоянии клин воспламеняет горючую смесь, поступающую из форсунки 31. Экран-отражатель защищает стенки жаровой трубы от посредственного воздействия факела аккумулирует некоторое количество тепла.

Колосники во время работы охлаждаются воздухом, поступающим через их щели в топку.

Под колосниковой решеткой 4 корпус котла образует зольник, который перекрыт поддоном (глухим днищем) 3. Золу и остатки твердого топлива удаляют через дверцу, которая служит также для притока воздуха необходимого для горения топлива. Шлам, грязь, а также накипь после очистки котла удаляют через специальный патрубок, имеющий съемную заглушку, на которой смонтирован вентиль 7. Через этот вентиль из котла по окончании работы сливают воду, а во время работы периодически продувают котел путем кратковременного открытия вентиля.

Для повышения общей теплопроизводительности и коэффициента полезного действия (за счет снижения температуры отходящих газов), а также для получения более устойчивого давления пара, котел оборудован водоподогревателем 21, состоящим из пучка дымогарных труб. В водоподогревателе вода предварительно подогревается за счет тепла отходящих газов.

В верхней части водоподогревателя расположен дымовой конус с патрубком, на котором устанавливается и закрепляется откидными болтами дымовая труба. Водоподогреватель закреплен на корпусе котла приваренными планками и болтами.

Котел и водоподогреватель соединяются между собой трубами по паровому и водяному пространству. Питательная вода подается в котел (через водоподогреватель) ручным насосом) перед растопкой или инжектором) во время работы котла) до середины высоты водоуказательного стекла.

Для улучшения тяги необходимой силы в патрубке дымового конуса установлен паровой сифон 22. Труба для подвода пара к нему соединена муфтой со штуцером корпуса люка котла. Вентиль, открываемый полностью во время работы котла, служит для подачи пара в сифон.

5. Для правильной и безопасной работы на котле установлена следующая контрольная арматура: (рис.2) водоуказательное стекло 14, манометр 11 с трехходовым краном 10 и сифонной трубкой, имеющей спускной кран. водопробные краны 15, 16, вентиль 7 для выпуска воды два предохранительных клапана 13.

Водоуказательное стекло

Рис. 3. Водоуказательное стекло:
1 – нижний кран; 2 – кран для продувки стекла; 3 – верхний кран.

6. Водоуказательное стекло (рис. 3) служит для наблюдения за уровнем воды в котле. Нижний кран 1 в открытом положении ручкой вниз сообщает водоуказательную колонку с водяным пространством котла, а верхний кран 3 – с  паровым. Кран 2 служит для продувки и опорожнения стекла от воды (в закрытом положении – ручка вниз).

7. Манометр предназначен для измерения избыточного давления. Он присоединен к паровому пространству котла посредством сифонной трубки, которая служит для конденсации пара. В самой нижней точке сифонной трубки установлен спускной кран (в закрытом положении – ручка вниз) для полного стока воды, обязательного при эксплуатации котла в зимнее время.

8. Трехходовой кран, установленный между манометром и сифонной трубкой служит для присоединения контрольного манометра (при инспекторских проверках), а также для продувки сифонной трубки манометра.

9. Водопробные краны 15, 16 (рис. 2) предназначены для контроля уровня воды в котле. Нижний кран установлен соответственно низшему допускаемому уровню воды в котле, верхний кран – соответственно высшему уровню. У кранов укреплены указатели с надписями «Низший уровень» и «Высший уровень».

10. Предохранительные клапаны 13, установленные на днище, служат для автоматического выпуска пара в атмосферу, когда давление его превышает рабочее (4 кгс/см2). Оба клапана по устройству одинаковы, но работают независимо один от другого.

 

Предохранительный клапан


Рис. 4. Предохранительный клапан:
1 – корпус; 2 – клапан; 3 – стержень; 4 – пружина; 5 – специальная гайка; 6 – контргайка; 7 – рычаг.

Предохранительный клапан состоит из корпуса 1 (Рис. 4), клапана 2, направляющего стержня 3, связанного шарнирно с клапаном 2 и рычагом 7, пружины 4, опирающейся на дно специальной гайки 5, которая служит одновременно для регулирования силы пружины; положение гайки 5 фиксируется контргайкой 6. Рычаг 7 служит для продувки клапана. К нему прикрепляется специальная тяга, позволяющая производить, продувку клапана. Пар выпускается в атмосферу через трубу, которая ввинчена в свободный конец корпуса клапана.

11. Котел, установленный на автоприцепе, крепится болтами, которые проходят через опорное полукольцо котла 9 (рис. 2) и настил автоприцепа.

12. Оборудование, необходимое для сжигания жидкого топлива помимо колосниковой решетки с экраном-отражателем и запальным клином, состоит из топливопровода, представляющего собой стальную трубу с вентилем 18 и гибкого резинотканевого рукава, служащих для подачи топлива в форсунку, паропровода с запорным вентилем, конденсационного бачка 19 с краном 20 для спуска конденсата, гибкого резинотканевого паропроводного рукава, короткофакельной форсунки 31, вмонтированной в дверцу топки. Гибкие резинотканевые рукава позволяют открывать дверцу топки.

13. Паровая короткофакельная форсунка (рис. 5) служит для распыления жидкого топлива паром или воздухом. Форсунка разборная и состоит из корпуса 1 с фланцем 8 для крепления к дверце топки, ниппеля 9 для присоединения паропровода, жиклера 2, корпуса жиклера 4 с ввинченным ниппелем 7 для присоединения топливопровода, жиклерной иглы 3, закрепленной в маховике 6 и уплотненной в корпусе жиклера 4 сальником с гайкой 5. Во фланце корпуса просверлены три отверстия: центральное отверстие диаметром 5 мм для выхода топлива, перекрываемое жиклерной иглой и два боковых диаметром 1,7 мм для выхода пара или воздуха, просверленные под углом для уменьшения длины факела. Грубое регулирование количества подаваемого топлива производится вентилем 18 (рис. 2), установленным на топливопроводе, более тонкое регулирование жиклерной иглой. Все ввинчиваемые детали форсунки уплотнены прокладками.

14. Конденсационный бачок 19 (рис. 2) предназначен для отделения влаги (конденсата) от пара, поступающего в форсунку. Он представляет собой цилиндрический бачок, в который вварены три штуцера: один для подвода пара из котла, другой для подачи пара в форсунку и третий для постановки спускного краника. Краник служит для периодического спуска конденсата, который накапливается в бачке.

Форсунка


Рис. 5. Форсунка для распыления жидкого топлива:
1 – корпус; 2 – жиклер; 3 – жиклерная игла; 4 – корпус жиклера; 5 – гайка; 6 – маховик; 7 – ниппель для присоединения топливного шланга; 8 – фланец; 9 – ниппель для присоединения парового шланга.